Основные молитвы
Молитва Отче Наш
Отче наш – это «самая совершенная молитва» (св. Фома Аквинский) и «краткое содержание всего Евангелия» (Тертуллиан).
Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Молитву «Отче наш» христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в любом храме на каждой Литургии.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.
После прочтения молитвы её следует завершить крестным знамение и поклоном.
Тáк научил молиться Своих учеников (а чрез них и нас) Господь наш Иисус Христос, поэтому эта молитва и называется Господнею. Пространнее эта молитва значит следующее:
Отец наш Небесный! Да будет имя Твое для нас такою святынею, чтобы мы с благоговением и любовию произносили его и своими добрыми делами располагали неверующих и незнающих Тебя к прославлению Тебя; будь Ты царём наших мыслей, желаний и дел, и управляй нами к наследию вечного блаженного Твоего Царства; дай нам силы жить не по нашим худым и испорченным желаниям и склонностям, а тáк, чтобы мы исполняли Твою всеблагую и святую волю, как исполняют её блаженные ангелы и святые на небе. Дай нам хлеба и всего, чтó необходимо для нашего существования, на настоящий день. Прости нам грехи, которыми мы оскорбляем Тебя, как и мы прощаем наших ближних, обижающих нас. Не поставляй нас в такое опасное положение, которое может вовлечь нас в грех, но избавь нас от всего злого, особенно же от врага нашего дьявола, ищущего нашей погибели. Просим у Тебя, Отец наш Небесный, всех сих милостей, ибо Ты над всем царствуешь, имеешь силу сделать всё, чего просим, и Тебе одному принадлежит слава нескончаемая, вечная.
Богородице Дево, радуйся
Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших.
Символ Веры
Символ веры — это молитвословие, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви. Это учение в Символе веры изложено в краткой, но очень точной форме.
Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскре́сшаго в третий день, по Писанием; и восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; и па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Ча́ю воскресе́ния мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Символ веры значит изложенное в кратких, но точных словах учение о том, во чтó должны веровать христиане.
Более подробный смысл Символа веры такой.
1) Верую, т. е. Хотя не вижу своими телесными очами, но сердцем признаю, что Бог един в существе и троичен в лицах (как один Бог в существе и в то же время троичен в лицах ― никто не может понять), что первое лицо Святой Троицы ― Бог Отец сотворил всё[8] и всё содержит в Своей власти, всё, чтó я вижу: землю, солнце, месяц, звёзды, людей и прочее, и всё тó, чего не вижу: ангелов, души человеческие.
2) Ещё верую в одного Господа Иисуса Христа[9], Сына Божия. Он есть второе лицо Пресвятой Троицы, один Сын у Бога Отца. Нет никого во всём мире, между ангелами и святыми, равного Сыну Божию, ибо Он рождён от Отца прежде веков, когда ещё не было и самого времени (значит, Сын Божий тáк же вечен, кáк и Бог Отец), рождён как бы Свет от Света, и есть истинный Бог от Бога истинного, рождён, а не сотворён, и потому имеет одно с Отцем существо Божеское, и всё сотворено чрез Сына Божия.
3) Для нас, грешных людей, и для того, чтобы спасти нас от греха, вечного осуждения и смерти, Сын Божий сошёл с небес, принял тело и душу человеческую от Пречистой Девы Марии, при наитии на Неё Святого Духа, и, не переставая быть Богом, сделался человеком, но человеком безгрешным.
4) В то время Иудея находилась под властью Римского императора и ею управлял наместник его Понтий Пилат; Господь Иисус Христос отдал Себя за нас на распятие, страдал и умер за наши грехи и погребён при Понтии Пилате.
5) Но в третий день Господь Иисус Христос воскрес из гроба, и в Его страданиях, смерти и воскресении исполнились предсказания древних пророков, написанные в священных книгах.
6) В сороковой день после Своего воскресения Господь Иисус Христос оставил землю Своим человечеством, и, пребывая на ней невидимо, как вездесущий Бог, вознёсся телом на небо, и, восседая одесную Отца, имеет ту же власть, ту же силу и честь, как и Бог Отец, и управляет вместе с Отцом всем видимым и невидимым миром.
7) Будет время, когда Господь Иисус Христос опять приидет на землю видимым образом, только не в прежнем уничижении, а со славою небесною, окружённый св. ангелами, и не для того, чтобы страдать и умирать за людей, а чтобы судить всех живых и умерших, которые для того все, начиная с Адама, воскреснут. Тогда, после самого строгого, последнего и навсегда неизменного суда, настанет нескончаемое Его царство.
8) Верую в истинную Церковь Божию (то есть общество верующих христиан, управляемое невидимо Иисусом Христом, чрез поставляемых Им пастырей), благоговейно чту её и с полным доверием и любовью принимаю её учение и повинуюсь её заповедям и уставам, потому что её учредил на земле Сам Господь и Сам Он управляет ею невидимо чрез поставляемых от Него пастырей. Верую, что истинная Церковь Божия только одна, потому что один Господь, одна истинная вера, одно истинное учение. Ещё верую, что истинная Церковь Божия свята, потому что она освящена учением, страданиями и крестною смертью святейшего Сына Божия и освящает нас тем же учением Христовым, святыми таинствами, очищающими грехи наши, и своими молитвами, низводящими на нас благословение и помилование Божие. Ещё верую, что истинная Церковь Божия есть соборная или вселенская, потому что она устроена Господом не для одного какого-нибудь народа, места или времени, а для всех народов, мест и времён, и с одинаковою любовью принимает под своё попечение и руководство дикаря и образованного, знатного и убогого, богатого и бедного, старца и младенца. Ещё верую, что истинная Церковь Божия есть Апостольская, потому что она хранит верно и неизменно то учение, которое проповедывали миру святые Апостолы, наученные истинной вере Самим Христом Спасителем, и потому что в ней сохраняется непрерывность даров Святого Духа чрез епископское рукоположение, идущее от Апостолов.
10) Признаю, что крещение, для очищения от грехов, над принявшим его не совершается в другой раз[10].
11) и 12) Ожидаю и уверен, что все умершие воскреснут с телами, т. е. души умерших людей соединятся со своими телами, которые будут нетленны, и тогда настанет вечная, нескончаемая жизнь.
Десять Заповедей Божиих
1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене.
(То есть: Я ― Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня).
Первою заповедью Бог повелевает умом нашим познавать Его, сердцем нашим веровать в Него, надеяться на Него и любить Его; устами нашими исповедывать Его; всем нашим существом поклоняться Ему; кроме же одного истинного Бога никого и ничто за Бога не признавать и никому и ничему Божеской почести не воздавать. Даже святых ангелов и святых людей должно почитать не тáк, кáк почитаем Бога, но только кáк служителей Божиих и молитвенников за нас пред Богом.
2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика[3] на небеси горе, и елика на земли ни́зу, и елика в водах под землею, да не поклони́шися им, ни послýжиши им.
Второю заповедью Бог запрещает: поклоняться идолам, то есть вещественным изображениям того, что сотворено Богом, кáк на небе (солнце, луна, звёзды), тáк и на земле (звери, птицы), тáк и в водах ниже земли (рыбы, морские чудовища). Эта же заповедь указывает, как следует христианам почитать иконы, то есть изображения истинного Бога во плоти и святых Его, а именно: благоговейно взирая на иконы и вспоминая дела Божии и святых Его, изображённых на иконах, мы должны перед ними молиться Богу и святым Его; если же кто святым иконам воздаёт Божеское поклонение и надеется на их вещество, не вознося ума и сердца к тому, чтó на них изображено, тот грешит против второй заповеди и впадает в грех идолопоклонства.
3. Не вóзмеши имене Господа Бога твоего всуе.
(То есть: не произноси имени Господа Бога твоего напрасно).
Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие напрасно, без всякой мысли о Боге и без благоговения, следовательно запрещает и божиться в обыкновенных разговорах.
4. Помни день субботный, еже святити его[4]: шесть дней делай, и сотвориши в их вся дела твоя, день седьмый суббота Господу Богу твоему.
Бог, сотворивший мир в шесть дней, а в седьмый день почивший от всех дел Своих, повелевает четвёртою заповедью: шесть дней в неделе трудиться и делать дела, к каким кто призван, а седьмый день употреблять на молитву, на поучение о Боге и на Богоугодные дела. Таким же образом, на основании этой заповеди, следует поступать и в другие праздники.
5. Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли
Пятою заповедью Бог повелевает: почитать родителей и повиноваться им, а также почитать всех тех, которые в разных отношениях заступают для нас место родителей, а именно: Государя, как отца всего народа и государства, пастырей и учителей духовных, воспитателей, благодетелей, начальников и старших возрастом. Исполняющим в точности пятую заповедь Бог обещает счастье и долголетнюю жизнь на земле.
6. Не убий
Шестою заповедью Бог запрещает: отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего; и поэтому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не грешит тот, кто убивает неприятеля на войне, потому что войною мы защищаем веру, Государя и отечество наше.
7. Не прелюбы сотвори
(То есть: не прелюбодействуй)
Седьмою заповедью Бог запрещает всякую беспорядочную и нечистую плотскую любовь; запрещает этою заповедью и всё тó, чтó может возбуждать беззаконную любовь, как-то: пьянство, сквернословие, чтение соблазнительных книг, пение и слушание срамных песен, смотрение на тó, на что стыдно смотреть.
8. Не укради
Восьмою заповедью Бог запрещает присваивать себе чужую вещь и отнимать у другого тó, чтó не принадлежит нам, обманывать других, чтобы получить себе пользу. Этою же заповедью повелевается: при получении платы за труд выполнять работу по совести и без лености: трудиться, чтобы не даром хлеб есть; не брать за своё добро и свой труд больше, чем он стоит.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна
(То есть: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего)
Девятою заповедью Бог запрещает ложно свидетельствовать против кого-нибудь в суде или, кроме суда, оклеветывать, бесчестить и злословить в лицо или заочно и в каком бы то ни было случае лгать или обманывать.
10. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего
Десятою заповедью Бог запрещает не только делать худое, но и желать худого, для того, чтоб от худых мыслей и желаний не дойти до худых дел.
Молитва Святому Духу
Поётся или читается обычно перед началом какого-либо дела для призывания Святого Духа в помощь в начинаемом деле.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Молитва Честному Кресту
Знаменуя себя крестом, творят эту молитву с верой, что крестное знамение есть сильнейшее средство на прогнание бесов. И так просим у Господа духовной помощи силою святого Креста. Крест называется Животворящим потому, что Иисус Христос, будучи распят на Кресте, тем самым избавил людей от вечной смерти в аду и даровал вечную жизнь в Царстве Небесном.
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Или кратко: Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла. (Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением)
Иисусова молитва
Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или грешную).
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.
Молитва Матери о детях — Молитва к БОГУ ОТЦУ́
О́тче Святы́й, Предве́чный Бо́же! Тебе́ молю́ся о ча́де мое́м (и́мя) его́же дарова́ ми́ бла́гость Твоя́. Ты́ да́л еси́ ему́ бытие́, оживотвори́л его́ душе́ю безсме́ртною, огради́л святы́м креще́нием, во е́же жи́ти ему́ сообра́зно с во́лею Твое́ю и наследовать Ца́рствие Небе́сное. Сохрани́ его́ во благода́ти Твое́й до конца́ жи́зни его́. Содействуй ми́ Твое́ю благода́тию, дабы́ а́з воспита́л его́ во сла́ву и́мени Твоего́ и в по́льзу бли́жним, пода́ждь ми́ к сему́ потребные сре́дства, терпе́ние и си́лы. Го́споди, просвеща́й его́ све́том прему́дрости Твоея́, да лю́бит Тя́ все́ю душе́ю свое́ю и все́м помышле́нием свои́м. Насади́ в се́рдце его́ стра́х и отвраще́ние от вся́каго беззако́ния, да бу́дет непоро́чен в путе́х свои́х. Го́споди, украси́ ду́шу его́ целому́дрием, долготерпе́нием и вся́кою че́стностию, да вся́ка клевета́, ло́жь и ле́сть бу́дет ме́рзостна ему́. Окропи́ его́ росо́ю благода́ти Твоея́, да преуспева́ет в доброде́тели и свя́тости и да возраста́ет в любви́ Твое́й и любви́ благочести́вых челове́к. А́нгел Храни́тель да пребыва́ет с ни́м всегда́ и соблюда́ет ю́ность его́ от помышле́ний су́етных, от пре́лестей и собла́знов ми́ра сего́ и от вся́ких наве́тов лука́ваго. А́ще же когда́ и согреши́т пред Тобо́й, не отврати́ лица́ Своего́ от него́, но бу́ди ми́лостив ему́, возбуди́ сокруше́ние в се́рдце его́ и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти согреше́ния его́. Не лиши́ его́ и земны́х Твои́х бла́г, но посли́ ему́ вся́ ну́жная во вре́мени во приобре́тение блаже́нныя ве́чности. Сохрани́ его́ от вся́кия напа́сти, беды́ и боле́зни и осеня́й во все́ дни́ живота́ его́. Бо́же Благи́й, еще́ молю́ся Тебе́: да́ждь ми́ весе́лие и ра́дость о ча́де мое́м и сподо́би мя́ предста́ти на Стра́шнем суди́щи Твое́м и с непосты́дным дерзнове́нием рещи́: се́ а́з и ча́до мое́, е́же да́л ми́ еси́, Го́споди. Да ку́пно с ни́м прославля́я неизрече́нную ми́лость Твою́, превозношу пресвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Святой Отец, Предвечный Бог! К Тебе молюсь о моём ребёнке (имя), которого (которую) Ты даровал мне по благости Твоей. Ты дал ему (её) бытие и оживил его (её) бессмертную душу, оградил святым крещением, чтобы жить ему (ей) сообразно с Твоей волей и наследовать Царство Небесное. Сохрани его (её) в благодати Твоей до конца жизни его (её). Содействуй мне Твоей благодатью, что бы я воспитал (воспитала) его (её) в славу Твоего имени и в пользу ближним, подай мне для этого все нужные средства, терпение и силы. Господи, просвети его (её) светом Твоей премудрости, да будет любить Тебя всей своей душой и всеми своими мыслями. Породи в сердце его (её) страх и отвращение от каждого беззакония, да будет непорочен в своих путях. Господи, укрась душу его (её) целомудрием, долготерпением и каждой честностью, да любая клевета, ложь и лесть будет мерзостна ему (ей). Окропи его (её) росой благодати Твоей, да преуспеет в добродетели и святости и да возрастает в любви Твоей и в любви благочестивых людей. Ангел Хранитель да пребывает с ним (с ней) всегда и соблюдает юность его (её) от мыслей суетных, от прелестей и соблазнов этого мира и от всех покушений лукавого. Если же когда и согрешит пред Тобой, не отверни Своего лица от него (неё), но будь милостив к нему (к ней), возбуди трепет в сердце его (её) и по множеству щедрот Твоих очисти согрешения его (её) (см.: Пс.50:1). Не лиши его (её) и земных Твоих благ, но пошли ему (ей) всё нужное в своё время, чтобы приобрести счастье в вечности. Сохрани его (её) от любой напасти, беды и болезни и покрой во все дни жизни его (её). Боже Благий, ещё молюся к Тебе: дай мне веселие и радость о моём ребёнке и удостой меня предстать на Страшном Твоём Суде и с безбоязненным дерзновением сказать: “Это я и ребёнок мой, которого Ты дал мне, Господи” (Ис.8:18). Да вместе с ним прославляя несказанную милость Твою, превозношу пресвятое Твоё имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Ами́нь.
Другие молитвы о ДЕТЯХ и КРЕСТНИКАХ на сайте azbyka.ru
(174)